BAD COMMUNICATIONS

66.jpg

 

Если посмотреть на структуру последипломных экзаменов для врачей Великобритании (Member of the Royal College of Surgeons / Member of the Royal College of Physicians), то обязательно увидим пункт –  communication skills and ethics. Не получивший зачет по этому пункту врач, не имеет шанса быть допущенным к профессиональной врачебной деятельности. На протяжении всех этапов учебы врача его учат и экзаменуют, как общаться с пациентами и коллегами.

И, несмотря на это, проблемы во взаимоотношениях с пациентами и их родственниками являются основными причинами конфликтных ситуаций с больными и тяжб к национальной системе здравоохранения Великобритании, что весьма разорительно для нее.

В США, где иски к врачу способны разорить его, учеба адекватной коммуникации занимает важнейшее место и, иногда, превращается едва ли не в курсы актерского мастерства, с привлечением актеров.

Учеба врачебной этики существует и у нас, однако проводится она примитивно и неэффективно. Результат налицо – имидж отечественных докторов, даже дома, плачевен. Но если вы окажетесь за рубежом, то предстанете во всей красоте.

Иногда я сомневаюсь, что поставить на первое место в плохом имидже, который существует у наших докторов за рубежом – их низкую квалификацию или недостаток коммуникационных способностей с коллегами и пациентами.

Но если первое видят только коллеги, то второе все. Низкая толерантность, грубость и агрессивность, отсутствие даже способности к самооценке и самокритике – это все характеристики наших врачей.

Как и неудовлетворительная квалификация, недостаточные коммуникабельные способности – это показатель низкого профессионального уровня врачей. Ведь способность поддерживать адекватные взаимоотношения с больными и их родственниками – это профессиональная обязанность врача.

Чрезвычайно опасным является также то, что неэффективная коммуникация – это еще и причина врачебных ошибок, так как категоричность суждения, упрямство и конфронтационный поведенческий врачебный менталитет делает, зачастую, врача заложником ошибочного мнения о болезни или методе лечения.

Можно отметить факторы, которые сформировали нынешнее положение:

– отсутствие элементарной селекции студентов в медицинских вузах, в результате чего поступают, учатся и оканчивают их люди с явно “не врачебным поведением”, некоторые, уже во время учебы, имеют серьезные проблемы с алкоголем

–  фактически отсутствует профессиональная подготовка по врачебной этике и правилам взаимоотношений с пациентами и их родственниками, как в медицинских вузах, так и в процессе последипломной учебы

– отсутствие реальной ответственности у врачей за систематические нарушения этических норм, вплоть до отзыва врачебной лицензии (право на работу врачом, но не на диплом)

– низкая стрессорезистентность врачей обусловлена также разочарованием врачей в своем низком социально-экономическом статусе и возникающем у многих из них психоэмоциональном личностном конфликте с чувством негативизма к членам неблагодарного общества

– особенности национальной ментальности, на формирование которого повлияли: низкий общекультурный уровень населения, низкий материальный уровень жизни, широко распространенное злоупотребление алкоголем

Зная причины, породившие проблему, можно рассчитывать на ее решение. Конечно, при согласии и желании трех главных участников этого процесса – врачей, системы медицинского образования и государства в лице министерства здравоохранения.

P.S. Представляю выдержку из книги “Speak from the Heart” (Steve Adubato. Ph.D. 2008. Newark), как пример знаний, предоставляемых врачам по проблемам взаимоотношений врача и пациента.

Doctor-Patient Communication: Сообщение больному плохих новостей

Для врачей одним из самых трудных моментов в их взаимоотношении с пациентами является сообщение им плохих новостей. Проще говоря, как он сообщает плохие вести больному, который беспокоен, возбужден и боится.

Слишком часто медицинская информация сообщается пациенту на лету или в коридорах и холлах больниц. Медицинские профессионалы должны сделать все возможное, чтобы избежать этого. Выслушивание плохих новостей достаточно тяжело для больных в публичной обстановке. Окажите внимание пациенту, понимая, что он будет чрезмерно беспокоен во время беседы. Ключом здесь будет достаточное количество времени, чтобы честно и полно обсудить его состояние.

Это насущная необходимость для завоевания его доверия. Представьте свою информацию ясно, с наименьшим количеством медицинских терминов. Говорите с больным на простом разговорном родном языке, который могут понять люди. Используйте аналогии и примеры, чтобы пациенту было понятней. Помните, ваш пациент не сидел рядом с вами в медицинском вузе и нет никакой причины, чтобы он понимал медицинские термины.

Сочувствие – это великая сила. Предложите пациенту другие источники информации о его медицинском случае. Врач может помочь больному стать наилучшим для себя адвокатом. Они должны непосредственно участвовать в заботе о собственном здоровье. Однако, это может быть  сделано только имея точную информацию о болезни, диагнозе и необходимых методах обследования.

Контролируйте свой язык общения. Сидите на одном уровне с больным и избегайте взгляда свысока на него. Ваш взгляд должен быть устойчивым, фокусированным, но расслабленным. Это не значит, что вашему пациенту должно стать еще более некомфортабельно. Воспользуйтесь возможностью, чтобы коснуться руки, плеча вашего пациента, если вы ощущаете, что это необходимо, желаемо и адекватно.

Вы были бы поражены тем, как много пациентов комментируют “теплоту” врача, под впечатлением такого, очень человеческого, контакта. Имея дело с определенными пациентами, которые часто игнорируются (старики, дети), удостоверьтесь, что вы говорите непосредственно им, а не исключительно члену семьи или сопровождающему лицу. Все пациенты хотят и должны быть признаны.

Главная мысль:  Легко указать пальцем и обвинить медицинское сообщество в том, что оно было нечувствительно и незаботливо, но это не будет помогать делу. Как все профессионалы, врачи нуждаются в помощи для улучшения из взаимоотношения с больными. Знания об этом будут помогать им в их усилиях.

 

Advertisements

Напишіть відгук

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out /  Змінити )

Google photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google. Log Out /  Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out /  Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out /  Змінити )

З’єднання з %s


%d блогерам подобається це: