БОЛОНСКИЕ МИРАЖИ

4s.jpg

 

 

Иллюзорные надежды

“Через год-полтора Украина будет интегрирована в единое образовательное пространство Европы”.

“Знаете, я горжусь тем, что мы дошли до договоренностей о том, что украинский диплом с 2010 года будет так же признан, как любой диплом европейской страны. Точнее, страны, которая принимает участие в Болонском процессе”.

“Степень украинского ученого будет так же признана, как степень любого ученого Европы”.

На совещании с ректорами президент определил срок – до 2010 года украинское образование должны привести к европейским стандартам.

Меньше всего я хотел бы касаться политических проблем. Однако должен отметить, весьма сходный менталитет (точнее научно-культурную некомпетентность) постсоветской элиты, буть-то киевские псевдоевроатлантисты или московские ортодоксы. Ведь все они окончили одни и те же (советские) вузы.

А вырваться из этих цепей не так-то просто. Все они (а в действительности большинство из нас) уверены, что получили хорошее образование, чем и продолжают до сих пор гордиться. Достижения в сфере космоса и атома являются неизменными, приводимыми ими доказательствами этого (хотя современная информация об истории их создания, проливает свет на значительное техническое копирование западных образцов и методов).

Так не хочется всем им видеть, что больше аргументов нет. По большому счету, ни одного. И если раньше, многие считали, что во всем виновата лишь система, то сейчас, по прошествии десятилетия, видно, что это не вся правда.

До сих пор гуляет басня о том, что запад восторгался советской системой образования, особенно после запуска космических спутников. Но не все знают продолжение этой истории. Да, он удивился, оглянулся, рассмотрел ее внимательно, а затем пошел дальше вперед своей дорогой.

Наша наука, ученые и инженера так ничего более и не предъявили миру. Свидетельства тотальной научно-технической отсталости, ежедневно, на улицах, в магазинах, на рабочих местах и в вузах, перед нашими глазами. И лишь там, где участвует иностранный капитал, знания и западные профессионалы, сразу виден результат.

Справедливость этих утверждений подтверждает путь, пройденный Тайванем, Индией, Китаем и многими другими странами (еще недавно научно и культурно отсталыми), взявшими за основу прогрессивную западную систему образования, как базовый элемент научно-технического прогресса страны и достигшие реального успеха.

Университеты (в том числе медицинские) этих стран занимают передовые позиции, они признаны во всем мире и для их выпускников открыты любые двери. Чего не скажешь о выпускниках даже киевских и московских вузов. Кто этому не верит, пожалуйста, проверьте сами. Исключения весьма редки, индивидуальны (на уровне научных сотрудников высокого уровня) и лишь в некоторых сферах.

Болонский фантом

“Украинское образование, модернизованное по стандартам Болонского процесса, может стать влиятельным игроком на международном образовательном рынке в кругу таких лидеров в этой сфере, как США, Великобритания и Австралия” заявлял Рыбачук, в прошлом отвечавший за евроинтеграционную политику.

Если даже такие продвинутые “европеисты” демонстрируют такое невежество, то, что можно сказать об остальной “элите”.

Куда только не кинешь взор: в отзывах преподавателей вузов, вплоть до профессоров, или на студенческих форумах, везде прочтешь скептические отзывы и высокомерные мудрствования о том, что Болонская система не оправдала их ожидания и надежды.

Полная некомпетентность, нежелание и боязнь посмотреть на себя в зеркало и сделать честные выводы, поражают. Так и хочется спросить – какие надежды и ожидания? Надежды безо всякого труда совершить качественный рывок в образовании?

Болонская хартия была принята, для того, чтобы унифицировать Европейское образовательное пространство. Для того чтобы всем понятно было содержание и объемы приобретаемых знаний, структура и сроки учебы. И не более!

Так, не любимая нашими студентами и преподавателями  кредитно-модульная система организация планирования и проведения занятий, лишь уравнивает содержание обучения и объем знаний по одному и тому же предмету, изучаемому студентами разных вузов, городов и стран.

Уверен, для того, чтобы присоединиться к Болонской хартии, Варшавскому, Пражскому, Будапештскому или Бухарестскому университетам потребовалось лишь провести 1-2 ректорских совещаний и потратить 1 мес. на изменения в учебных планах, а потом забыть об этой проблеме и о самой Болонской системе.

Потому что, Болонская система, это бюрократическая процедура, по-существу не влияющая значительно на качество образования.

А качество образования в этих вузах всегда было хорошее, потому что они были интегрированы в международный научный мир и в соц. период своего развития. Их дипломы признаны во всем мире. А хорошее владение их выпускниками иностранными языками, позволяет им легко интегрироваться и найти работу за границей.

Чего не скажешь о выпускниках наших вузов, миллионы которых работают в Европе далеко не по специальности.

Что же касается выпускников Каирского, Делийского, Манильского, Гонконгского … университетов, то сомневаюсь, что они вообще знают о существовании Болонской хартии. Ведь они имеют прекрасное образование по англо-американским стандартам, открывающее им дверь в любую западную страну.

Добро пожаловать в реальность

У нас же Болонская система превратилась в самоцель и стала единственной надеждой на улучшение качества образования.

Надежды ложной и иллюзорной, потому что Болонская система, это лишь фантом (муляж), который нуждается в наполнении качественным содержимым.

И это содержимое включает:

– высокую квалификацию преподавателей, обладающих современными знаниями, чего без владения иностранными языками невозможно и что на практике означает значительную смену кадрового состава вузов
– наличия новейшей учебной литературы, соответствующей мировым стандартам, которая, к сожалению, написана на иностранном языке и которую в достаточном объеме, перевести практически невозможно
– современное техническое оснащение учебно-методического процесса и его компьютеризацию
– высоких качественных требований к студенческому контингенту, из которого потом и сформируются современные профессионалы своего дела
– высокие культурные и взаимотребовательные (преподаватель – студент) стандарты учебного процесса
– введение английского, как второго учебного и научно-технического языка, без которого невозможно обладание современными мировыми знаниями
– участие в мировых интеграционных образовательных процессах, чтобы как в зеркале увидеть свое реальное отражение и пути, по которым нужно идти.

Advertisements

Відповідей: 3 to “БОЛОНСКИЕ МИРАЖИ”

  1. Наталья Says:

    Абсолютно трезво и здраво рассуждаете, только вот что с этим делать…
    Детей реально жалко.

  2. Doctor Rut Says:

    Кто такой копирайтер, к моему стыду, до сих пор не знаю.
    Должен разочаровать читателей, я аматор публицист. Что еще раз подчеркивает – никогда не поздно и никто не знает на что он способен.

  3. Мальдивец Says:

    Прикольно вы пишите, такое чувство что опыта лет 40. Вы наверное журналист или проф. писатель. Ну или отличный копирайтер.

Напишіть відгук

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out /  Змінити )

Google photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google. Log Out /  Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out /  Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out /  Змінити )

З’єднання з %s


%d блогерам подобається це: