Flexner Report – РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Aflexner21

“Коли
Ми діждемося Вашингтона
З новим і праведним законом?
А діждемось-таки колись.”
Тарас Шевченко

Немногим более 100 лет назад, в 1910г. Abraham Flexner опубликовал доклад о состоянии медицинского образования в Америке и Канаде, который изменил лицо американского медицинского образования, а в дальнейшем и большинства стран мира.

Самое поразительное, что Abraham Flexner не был врачом, а был преподавателем и его доклад, подготовленный под эгидой Carnegie Foundation был предназначен для общественности Америки. В своем докладе он проанализировал состояние медицинского образования на основании визита и изучения работы 155 медицинских школ в Америке и Канаде.

Результатом его доклада стала широкая реформа медицинского образования в Америке, трансформация и стандартизация системы подготовки врача.

В докладе также указывалось, что слишком большое количество медицинских школ не соответствуют необходимым требованиям и слишком много будущих докторов училось в них. Результатом стало уменьшение почти наполовину числа медицинских школ и консолидация подготовки врачей в крупных университетах.

Выводы доклада стали краеугольными камнями, на которых стоит современное медицинское образование в Америке. Последствия  Flexner Report являются определяющими до настоящего времени в подготовке и положении врачей в Америке:

 
– врач учится 6, а предпочтительно 8 лет в медицинском университете.
– медицинская подготовка привержена строгим научным методам и базируется на человеческой физиологии и биохимии, а медицинские исследования привержены протоколам научных исследований.
– качество среднего врача значительно выросло.
– медицинские школы могут быть открыты только с разрешения правительства и их деятельность должна регулироваться государством.
– каждая ветвь American Medical Association находится под наблюдением медицинской школы этого штата.
– медицина в США и Канаде стала высокооплачиваемой и уважаемой профессией.

 

Flexner подверг критике различные формы медицины, не базирующиеся на строгой доказательной научной основе: хиропрактика, остеопатическая медицина, натуропатия и гомеопатия. Было предложено им доказать свою научность или прекратить свое существование, что и было выполнено.

 
Некоторым, как например остеопатическим медицинским школам, удалось выполнить рекомендации Flexner Report по стандартизации системы обучения и перевода ее на научную основу.

 
Flexner указал на тесную связь медицины с социальными условиями и необходимость учитывать это. Его доклад коснулся всех основных проблем медицинского образования.

 
В своем докладе Flexner указывал на важность научных исследований в учебном процессе и клинической практике. Он указал на необходимость научных исследований в учебных академических госпиталях, где преподаватели и интерны должны быть вовлечены в научный процесс, так как это улучшает подготовку врача и качество лечения пациентов. Его девиз был – “Думай много, публикуй мало”.

 
Flexner Report оказал самое мощное влияние на развитие медицинского образования в Америке и всего мира. Он указал, что медицинское образование должно перестраиваться и изменяться в зависимости от изменений науки, социальных и экономических обстоятельств. Гибкость и готовность к переменам были важнейшими частями послания Flexner Report.

 
Более 100 лет назад Flexner, критикуя медицинское образование, трансформировал эволюционный путь, который уже происходил в Америке в медицинском образовании, в революцию, которая сделала Америку страной с лучшей системой медицинского образования и подготовки врача.

 
PS. В СССР Семашко скопировал некоторые элементы из Flexner Report реформируя систему медицинского образования, однако костная и догматическая система не позволила сделать комплексную и всеобъемлющую реформу. Результат не заставил себя ждать – сегодня система медицинского образования и соответственно врачи СНГ, худшие в мире.

Одна відповідь to “Flexner Report – РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ”

  1. Julia Says:

    C большим интересом читаю Ваши записки. В целом, я думаю, любой здравомыслящий доктор будет с Вами согласен. Хочу поделиться своим опытом работы на западе. Последние 3 года работаю в Финляндии юлейсляякяри или врач общей практики . Не согласна категорически, что семейный врач=врач общей практики используется только на периферии. Это самая востребованная специальность во всех развитых странах-Великобритании, Германии, Швеции, Дании, Финляндии и др. Это первая ступень, с которой встречается пациент и в крупных и в малых населённых пунктах. Я не знаю, как в Ливии. Конечно ливийский опыт бесценен, но этого крайне мало, чтобы судить в общем о медицине за кордоном. Другое дело, что в постсоветских странах этим именем обозвали обычных терапевтов, тогда как в развитых странах это врач гораздо более высокого уровня. Судите сами , в Финляндии юлейсляякяри смотрит всех терапевтических больных, выполняет ЛОР осмотр, прижигает носовые кровотечени например. ( пробки из ушей вымывает обычная, а не ЛОР сестра). Кроме этого ВОП делает пункции. внутрисуставные инъекции. Зашивает раны, удаляет родинки и небольшие опухоли кожи. Проводит первичный гинекологический осмотр, ставит спирали ( мазки берёт сестра). Ставит, меняет Сystofix – катетр мочевого пузыря. Смотрит глазное дно, проверяет глазное давление. Многие врачи могут делать УЗИ. Во всяком случае определить камни в ЖП, сделать трансвагинальное УЗИ , определить узлы в ЩЖ способен каждый 2 врач. Если врач сомневается-он всегда может проконсультироваться с коллегой-специалистом из региональной больницы и никогда не будет уничижения-типа-почему ты этого не знаешь. И это всё в центрах здоровья как в Столице. так и в совсем маленьких населённых пунктах. По оснащению нет больших различий. Все манипуляции возможно сделать в любом населённом пункте. где есть станция здоровья( тервеюсасема). Украинская система амбулаторной помощи мне знаком. Это в общем всё та же примитивная система участковых врачей. Конечно, в Киеве или Харькове, в большой многопрофильной поликлинике нет смысла перекладывать на врача общей практики обязанности хирурга, если хирург сидит в соседнем кабинете. Работу крупных поликлиник надо правильно организовать. Да врачи не получают ни толкового теоретического образования ни практических навыков. Но мы забываем ещё об одном звене-средний мед. персонал. Что делает участковая сестра на приёме? Талончики да анализы пишет. Половину нагрузки может взять на себя сестра. Она может собрать жалобы, сделать экспресс тесты , ЭКГ до приёма врача. Может контролировать состояние хр. больных. да много чего может. Доброй половине завсегдатаев поликлиник врач не нужен. Там в состоянии справиться сестра. Другое дело. что общий уровень образования у ср. медперсонала тоже очень низкий. В общем я со стороны вижу, что прежде всего нужно организовать амбулаторную помощь-это фундамент медицины. В Украине нет смысла переучивать большинство долго работающих уч. терапевтов во врачей общей практики западного образца. А вот в мед. институтах стоило бы этому учить. Организовать параллельно с врачебным сестринские приёмы и сортировку больных. Больных тоже нужно дисциплинировать и освободить врачей от того, что может сделать мед.сестра или соц. работник. Максимально снизить и в будущем полностью упразднить визит врача на дом. Вы как опытный врач согласитесь со мной, что это бессмысленная потеря времени. Кроме этого участковая сестра и врач могут консультировать по телефону. Это тоже общемировая практика, когда в договорённое время либо пациент либо врач звонят друг другу. Ввести электронную регистратуру и и сторию болезни и сократить всех далёких от медицины регистраторов и им подобных бездельников регистратуры. Вот мои начальные соображения-с чего начать с минимальными затратами. Думаю, Вы и сами имеете такие соображения. А вообще Вы молодец. Желаю Вам успехов в Вашей работе и чтобы в Вашем неспокойном государстве всё наконец наладилось.

    Julia

Залишити коментар